Создание 1-го драмкружка в Подлипках

ВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ информация взята 02.04.2019

Первый драмколлектив. 1924–1927. В центре — А.В. Ковалёв.

Открыл встречу краевед, литератор Владимир Груздев. Он, вопреки официальным архивам, фиксирующим 95-летие с момента создания коллектива, уверен, что театр в Подлипках имеет уже вековую историю. Дело в том, что в 1918 году в Подлипки из Петрограда был эвакуирован крупнейший орудийный завод (впоследствии завод №8), и уже в 1919 году рабочие создали драмкружок и начались первые занятия. Понятие «народный театр» появилось во второй половине девятнадцатого века с развитием капитализма, когда стали возникать крупные предприятия и заводы. А так как испокон веков людям требовался не только хлеб, но и зрелища, стали появляться так называемые народные дома. В них располагались библиотеки, комнаты для занятий и, как правило, театральный зал. В таких залах проходили народные чтения и ставились спектакли. В Москве народный театр впервые был представлен публике на политехнической выставке в 1872 году.

Маргарита Крылова и Владимир Груздев.

Вначале репетиции драмкружка в Подлипках проходили в бараке на нынешней улице Гагарина. Деревянный клуб на улице Кирова – первое пристанище драмкружка – начал свою работу в начале 1920-х годов. Много позже (в 1929 г.) был построен клуб Завода имени Калинина (нынешнее здание хоровой школы).

Огромную роль в становлении театральной студии сыграли первые самодеятельные артисты. Это её организатор и руководитель Анатолий Васильевич Ковалёв (1898–1964); Владимир Романович Соловьёв (1909–1968) – лауреат Сталинской премии, окончил театральный техникум при Московском театре рабочей молодёжи (ТРАМ), с 1927 года актёр и режиссёр Театра имени Ленинского комсомола. И семейство Сафроновых: староста кружка Георгий Игнатьевич Сафронов (1910–1941) – выпускник Академии имени Жуковского (накануне Великой Отечественной войны погиб в тренировочном полёте). Его брат, Николай Игнатьевич Сафронов (1905–1972), окончил Институт кинематографии, в 1930-е годы работал директором Азербайджанской киностудии. А их отец, Игнатий Андреевич Сафронов, был членом правления клуба ЗИК, от момента открытия клуба и до самой своей кончины.

О них и о многих других участниках драмкружка разных лет, вплоть до конца 1950-х, о таких талантливых наших актёрах, как В.Л. Гришин, впоследствии художественный руководитель клуба и создатель юношеского драмкружка, или Д.И. Зудинов – с 1962 года руководитель кружка Художественного слова, лучший исполнитель стихов Твардовского, которому Вера Пашенная дала рекомендацию для поступления в Щукинское училище (оба – фронтовики), о других актёрах 50–60-х годов и о спектаклях, в которых они играли, рассказала краевед Светлана Георгиевна Сафронова.

Её рассказ продолжил Б.Н. Даньков. Он играл в драмтеатре тридцать лет – с 1958 по 1988 год: например, в пьесе Горького «На дне» (1962 г., ещё на сцене клуба ЗИК) – Барон; в «Энергичных людях» Шукшина (1975 г.) – Лысый; в пьесе Брагинского «Сдаётся комната одинокому мужчине» в 1984 году играл Дергачёва. И пятнадцать лет – с 1963-го по 1978-й – был председателем художественного совета театра.

Борис Николаевич рассказал очень много о становлении этого театрального коллектива, о талантливых, часто весьма титулованных режиссёрах, ставивших спектакли в разные годы, о подборе репертуара режиссёрами и худсоветом и о многом другом.

В разговор вступают бывший директор ЦДК им. М.И. Калинина Алексей Фёдорович Батыгин и бессменный худрук дворца с 1978 по 2018 год Анна Александровна Федорчук. Зал с интересом слушает их воспоминания о том, как ещё студентами оба бегали на занятия театрального кружка, о том, как инженер-электрик Батыгин, узнав о своём предстоящем назначении директором ЦДК, «сбежал» в командировку на космодром и был возвращён из неё официальным запросом парткома предприятия (сейчас – РКК «Энергия»), о том, как предприятием финансировались постановки пьес (а были они зачастую очень затратны), о том, как из московской костюмерной мастерской за копейки брали в прокат костюмы для самых экзотических постановок, таких, например, как «Ложь на длинных ногах» Эдуардо де Филиппо или «Жестокие игры» Д. Голсуорси, об огромной помощи и поддержке, которую А.Ф. Батыгин получал от своего предшественника, первого и бессменного до 1983 года директора ЦДК Александра Алексеевича Коликова…

 Для Анны Федорчук история Народного театра – в большой степени история её собственной семьи, ведь мама Ани, Ольга Алексеевна Ямова, с 1940 по 1946 год была одной из ведущих актрис и играла в таких знаковых спектаклях, как «Не было ни гроша…» (1946 г., реж. Михаил Николаевич Гладков) – но оставила сцену ради семьи и маленьких детей. И юная Анна в 1971 году пришла в студию при драмтеатре, а уже в 1971–72 годах играла студентку Дину в пьесе «Валентин и Валентина» Михаила Рощина – кстати, дипломном спектакле Натальи Николаевны Ермаковой, в будущем главного режиссёра Королёвского ТЮЗа.


В 1975 году в очередь с двумя другими актрисами – Тамарой Войцеховской и Людмилой Березинской – Федорчук играла немецкую девушку Ингу в пьесе Валентина Ежова «Соловьиная ночь».

Она пришла работать в ЦДК на должность художественного руководителя и проработала в ней ровно тридцать лет. И продолжала играть в Народном театре. Последняя роль А.А. Федорчук – Бабушка в пьесе «Русалочка», поставленной Андреем Крючковым, режиссёром, с которым труппа завоевала многочисленные награды на самых разных театральных фестивалях, и среди них – Гран-при «Театрального калейдоскопа» в Балашихе (2017 г.).

Гостями Русского клуба в этот вечер были также актрисы Ксения Соколова (сегодня известная королёвцам как ведущая концертных программ клуба «Лирика») и та самая Людмила Березинская, игравшая в Народном театре с начала 1970-х и до 2010-х годов. Какая теплота звучала в их голосах, когда они восклицали: «А это ты, Борис, в спектакле «Перед ужином»!» (на экране молодой Даньков вылезает из-под стола), «А это мы после спектакля «Вспоминая С.П.», верно?» (на фото 1987 года, среди других, А. Федорчук, А. Батыгин, Б. Даньков, Л. Березинская, Т. Войцеховская, художник Е. Клепко, режиссёр Н. Поляков…).


Режиссёры Народного театра в Подлипках разных лет:
• организатор и руководитель коллектива А.В. Ковалёв;
• М.Н. Гладков – 1940-е, послевоенные годы (реж. Малого театра СССР); 
• режиссёр, педагог А.М. Иванов (1950-е годы);
• Р.Г. Гускин (1960-е);
• Б.Г. Гловацкий (1963–68 гг.) и М.М. Шибаева, второй режиссёр;
• главреж з. а. РСФСР В. К. Данилов (1975–77 гг.) и Ю. Л. Гринёв;
• главреж заслуженный деятель искусств РСФСР В.Дм. Соколов (1982–1989 гг.);
• Н.В. Поляков – режиссёр Народного театра и руководитель театральной студии при нём (1990-е годы);
• А.А. Крючков (2005–17 гг.).

Некоторые знаковые события:
• 1918 г. – в Подлипки переезжает орудийный завод из Питера;
• 1922 г. (по другим версиям 1919-й и 1924-й год) – создание первого драмкружка в Подлипках;
• 1929 г. – открыл свои двери клуб завода им. Калинина;
• 1962 г. – театральному коллективу присвоено звание «Народный театр»;
• 1963–1964 гг. – создание театральной студии;
• 1964 г. – открыт ДК им. М.И. Калинина;
• 1973 г. – на большой сцене ДК им. М.И. Калинина празднуется юбилей – 50-летие Народного театра;
• 2017 г. – Гран-при фестиваля «Театральный калейдоскоп» в Балашихе.

С 2017 год-создание нового коллектива. Режиссёр театра — Людмила Юрьевна Аркадова

ВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ информация взята 02.04.2019